Стабилизатор тяги дымохода
Содержание
Эффективность твердотопливного котла зависит от того, хорошая ли в нем тяга. Именно она способствует потоку воздуха и сгоранию топлива. Если она будет слишком слабой, то дым может возвращаться обратно в помещение. При слишком сильной тяге сгорание топлива происходит слишком быстро, что может увеличить расходы на отопление. Чтобы избежать этого, можно сделать стабилизатор тяги дымохода своими руками. Что это за прибор и как он функционирует? Об этом, а также о нюансах монтажа будет рассказано в статье.
Что за приспособление
Стабилизатором тяги дымохода называют специальный механизм, который влияет на скорость движения воздуха внутри дымовыводящих каналов. Происходит это за счет того, что он способствует подмешиванию холодного воздуха в поток, что выходит из котла. При этом происходит нормализация тяги до требуемого состояния. Стабилизатор снабжается специальным механизмом безопасности, который представлен заслонкой. Она необходима для того, чтобы давление внутри системы не превышало допустимой нормы, что могло бы привести к разрушению.
Применять стабилизатор можно практически для любого твердотопливного котла. Чтобы увеличить их срок службы, производители стараются использовать нержавеющую сталь. Она устойчива к температурам и не прогорает. Стабилизатор функционирует в автоматическом режиме, поэтому не нуждается в постоянном контроле пользователем. Он выдерживает температуру газов до 500°. Стабилизатор или прерыватель легко можно установить и на котлы конденсационного типа где рабочая температура значительно ниже. Смонтировать такое устройство может каждый самостоятельно.
Основное назначение
Для каждого конкретного случая изготавливается своя система каналов, по которым уходит дым из котла или другого отопительного прибора. Ее эффективность зависит не только от качества сборки, но и от некоторых внешних факторов. Например, на силу тяги может оказывать влияние атмосферное давление. Чем оно ниже, тем хуже будет тяга. Также тяга лучше, когда дым устремляется от горячего к холодному, а значит зимой она будет сильнее. Стабилизатор тяги призван к тому, чтобы умерить влияние таких перемен на отопительную систему. При необходимости он самостоятельно поднимет или снизит давление. Благодаря стабилизатору можно достичь экономии топлива минимум в 10%, что является очень хорошим показателем.
Принцип функционирования
В случае усиления тяги в дымоходной системе происходит подъем давления. Как только оно достигает определенного уровня, срабатывает клапан. Он открывает заслонку и делает больший забор воздуха из помещения. Он понижает температуру внутри дымохода, тем самым снижая давление. Как только температура и давление опускается до необходимого минимума, клапан закрывается и подмес воздуха прекращается. Такой процесс позволяет держать температуру пламени в необходимом диапазоне, чтобы топливо сгорало с требуемой скоростью. Есть несколько положительных моментов, которые говорят в пользу установки стабилизатора тяги:
- большая безопасность системы;
- увеличение срока службы;
- уменьшение вредных выбросов;
- меньшее оседание сажи в дымоходе;
- отсутствие резких перепадов давления.
Благодаря стабилизатору тяги происходит лучшая циркуляция воздуха. Это означает, что на стенки дымохода будет оседать меньше отходов горения, что снизит растраты на его чистку. Со стабилизатором не придется переживать, что в ветреную погоду может быть резкий перепад, который заставит пламя уйти в обратном направлении. В помещении, где установлен котел отопления больше не будет запаха гари. Температура внутри дымохода будет поддерживаться в допустимых пределах. Это важно, чтобы не произошло возгорания сажи, которое приводит к сильным пожарам. То есть стабилизатор тяги гарантирует дополнительную безопасность всей системы.
Как собрать самому
Чтобы собрать собственный регулятор тяги, необходимо иметь навыки работы со сварочным аппаратом. Для работы понадобится листовая нержавеющая сталь. Ее толщина должна быть минимум 1 мм. Размер листа подбирается таким образом, чтобы из него можно было сделать цилиндр, который будет по диаметру равен существующему дымоходу. Понадобится для стабилизатора еще небольшой отрезок листовой стали, которая будет служить заслонкой. Ее размер должен быть таким же, как и внутренний диаметр трубы. Дополнительно понадобится шпилька из нержавеющей стали, гайки и заклепки.
Из прямоугольного отрезка варится тело стабилизатора, которое представляет собой цилиндр. Делать это лучше всего внахлест, чтобы шов получился герметичным. После этого швы зачищаются и проверяются. Следующим шагом делается клапан или заслонка для тягового механизма. Она не должна полностью перекрывать сечение трубы в закрытом состоянии. Необходимо сделать небольшие прорези, которые будут составлять 15% от общей площади внутренней окружности трубы. Далее в цилиндре необходимо просверлить два отверстия. Через них вставляется шпилька, на нее закрепляется клапан. Сама шпилька крепится к стабилизатору с помощью гаек из нержавеющей стали.
На конце шпильки устанавливается рукоятка, которой можно выставлять заслонку в требуемое положение. Дополнительно можно установить заклепку из нержавеющей стали, которая будет служить ограничителем или стопором для клапана стабилизатора. Края получившегося цилиндра прокатываются, чтобы их диаметр был немного меньше диаметра трубы дымохода, чтобы его можно было свободно вставить внутрь. Фиксируется стабилизатор с помощью хомутов из нержавеющей стали. Подробнее о процессе сборки можно узнать из видео.
Нюансы монтажа
Монтировать стабилизатор тяги можно двумя основными способами. Один из них подразумевает размещение стабилизатора на уровне, где происходит соединение котла и дымохода. При этом стоит помнить, что он должен находиться не ниже 40 см над землей. Во втором случае стабилизатор помещается на 50 выше того места, где котел соединен с дымоходом. Есть еще одни вариант прерывателя тяги. Его изготавливают в виде грибка и он может быть смонтирован на газовые котлы. Чертежи можно посмотреть ниже. Он также монтируется в дымоходную трубу. Его часть имеет небольшое расширение в виде грибка. Именно под ним имеются каналы для притока воздуха из помещения. Он выполняет такие же функции, как описывалось для стабилизатора выше.
Так как заводской стабилизатор функционирует в автоматическом режиме, ему необходим специальный датчик, который будет отслеживать изменение параметров. Он фиксирует температуру выбрасываемых газов. Если она повышается, а газы скапливаются, то датчик передает сигнал на автоматику котла, которая автоматически прекращает подачу газа и горение прекращается. Принцип его действия приведен на иллюстрации ниже.
Готовые варианты
В случае когда нет времени или возможности возиться с самостоятельным изготовлением стабилизатора тяги, можно приобрести готовые варианты. Одним из хороших решений, которое представлено на рынке, является продукция фирмы Darco. Ее стабилизаторы модели RCO предназначены для круглых труб дымоходов. Они крепятся к ним за счет хомутов. Монтируется такой стабилизатор тяги на самый край дымохода. С этой задачей сможет справиться каждый. Модели серии RCR потребуют установки во время монтажа всей системы или некоторой доработки. Такие стабилизаторы также крепятся хомутами, но непосредственно на выходе котла.
Разработаны также решения для дымоходов с прямоугольным или квадратным сечением. Это модели серии RCP. Они потребуют изготовления дополнительного отверстия в дымоходе и герметичного присоединения стабилизатора. При необходимости он автоматически открывает клапан для забора воздуха. Регулировка допускается в пределах от 10 до 35 Па. Еще одними представителями для накладного монтажа служат модели серии RCW. Они также подходят для кирпичных или других прямоугольных дымоходов.
Заключение
Как видно, стабилизатор тяги оказывает неоценимую услугу для его владельца. Теперь не придется переживать о долгом процессе растопки печи или котла. Регуляторы легко уживаются с приборами, в которых установлены вентиляторы для принудительной тяги. Главное, соблюдать рекомендации по установке.
Сергей Новожилов - эксперт по кровельным материалам с 9-летним опытом практической работы в области инженерных решений в строительстве.