Устройство ендовы крыши
Содержание
Большинство современных малоэтажных зданий имеет достаточно сложное устройство крыши, скаты все чаще выполняются ломаной конструкции, с различными углами наклона и расположения главной оси. Если каркас крыши строится из нескольких двухскатных секций, имеющих общую линию пересечения с образованием внутреннего угла, то приходится прибегать к устройству ендовы.
Простыми словами ендова – это линия или угол пересечения плоскостей двух скатов, уложенных на соседние секции крыши.
Самое сложное устройство крыши
Большинство кровельщиков называют узел ендовы главной головной болью любой крыши, на ее устройство уходит столько же времени и сил, сколько на отделку целого ската. Важность правильного устройства ендовы крыши определяется несколькими обстоятельствами:
- По линии пересечения двух скатов скапливается и стекает наибольшее количество дождевой и талой воды, поэтому от того, насколько грамотно собрано устройство желоба и гидроизоляции, часто зависит нормальное функционирование всей крыши;
- Из-за специфики устройства внутреннего угла желоб ендова хуже всего продувается воздушными потоками, поэтому там дольше всего сохраняется снег и лед, а значит, выше риск замокания кровельного пирога;
- В силу конструктивных особенностей устройство угла ендовы таково, что в одном узле стыкуются две поверхности кровельного покрытия, уложенные на разные обрешетки и стропильные каркасы.
Из-за неодинаковой нагрузки на разные участки крыши кромки кровельного покрытия, сходящиеся в линии угла ендова, постоянно совершают крохотные, практически незаметные глазу движения относительно друг друга. Из-за этого устройство линии стыка соседних скатов приходится делать по двойной, переплетенной или открытой схеме.
Типовое устройство ендова крыши
Существует прямая зависимость устройства ендовы от схемы стропильной системы. Это тоже нужно учитывать при планировании обрешетки, иначе полотно гидроизоляции может быть оборвано под весом снежного покрова. Вторым фактором, влияющим на схему устройства ендова, считается выбранный тип кровельного покрытия.
Специалисты различают три варианта стыковки кровельных покрытий по линии угла ендова:
- Установка защитных желобов, или открытый способ устройства. Таким способом собирают углы при использовании жестких листовых кровельных материалов;
- Запайка угла ендова с перехлестом напаиваемых или направляемых кровельных полотнищ от прилегающих скатов крыши.
Все ведущие производители кровельных материалов выпускают стандартные наборы, позволяющие обустройство угла с наименьшими усилиями. Даже опытные строители предпочитают использовать готовый набор деталей для монтажа ендова.
Для мягких кровельных покрытий используется специальный подкладочный ковер на основе холста из полиэфирной ткани. Понятно, что перед укладкой битумной черепицы на крышу линию ендовы набивают вагонкой или фанерой обрешетки, что называется, «всплошную» так, чтобы оставалась лишь тонкая щель между плоскостями. Далее на угол укладывается подкладочный материал, и только после этого наклеивается битумная черепица или напаивается с перехлестом рулонная кровля. В результате получается прочный и одновременно гибкий переходной участок кровли, легко выдерживающий давление снега и колебания стропильного каркаса.
Устройство ендова для тонколистовой металлической кровли
Конструктивно устройство ендова для профнастила или металлочерепицы состоит из двух желобов – нижнего и верхнего, подкладочной ленты и изолирующих прокладок с волнистым профилем. Верхний желоб считается декоративным, и иногда при устройстве ендова от его использования отказываются, так как бытует мнение, что избыток желобов и накладок может искажать внешний вид крыши. В этом случае схему устройства ендова называют открытой.
Процесс устройства ендовой под металлочерепицу выглядит несколько сложнее, чем в случае мягкого кровельного покрытия. Специфика устройства обрешетки крыши такова, что на краях ската всегда образуется «слабая» зона, где практически нет силовых элементов, способных удержать конструкцию ендова. Поэтому перед укладкой желоба обязательно выполняется усиление обрешетки по линии стыка. Угол зашивается вагонкой или шпунтованной доской на ширину не менее 300-350 мм с каждой стороны. Это дает возможность повысить жесткость основания, на который будет уложен желоб, и одновременно компенсировать давление воды или снежного покрова.
После набивки вагонки или фанеры на линию стыка настилается подкладочная лента. Ее задача — при сильном дожде или выпадении конденсата не дать влаге перехлестнуть через борта желоба и проникнуть в толщу кровельного пирога. Обычно такую подкладку выпускают в самоклеющемся варианте, но можно использовать также толстую полиэтиленовую пленку, которую крепят степлером.
Дальше идет черед нижнего желоба. Он достаточно широкий, чтобы выдержать самый мощный поток воды. При устройстве ендова желоб укладывают на подкладку и фиксируют скобами. После этого ножницами подрезаются кромки кровельного покрытия, чтобы ширина зазора позволяла уложить верхний декоративный желоб. Если устройство внутреннего угла выполняется по открытой схеме, зазор прорезается на ширину не менее 5 мм. Этого достаточно для компенсации температурного расширения металлочерепицы. Склеивать или соединять линию разреза любым механическим способом не рекомендуется.
Заключение
На последнем этапе под кромку укладываются силиконовые прокладки, они обычно изготавливаются на самоклеющейся ленте, но на практике их устанавливают под кромку с помощью силикона. Прокладки препятствуют затеканию талой воды и задуванию мелкой снежной пыли. Если соблюдать технологию устройства внутреннего угла в полном объеме, то долговечность узла будет не меньше, чем основное кровельное покрытие крыши.
Сергей Новожилов - эксперт по кровельным материалам с 9-летним опытом практической работы в области инженерных решений в строительстве.